Обязательна ли длительная терапия?
****
— Мне тут психолог сказал, что для получения хорошего результата в психологической терапии я должна пройти длительный курс: от года и более. Но я как-то сразу опешила: я еще ни одной консультации с этим психологом не прошла, вернее, у нас состоялось только первая ознакомительная встреча, а меня уже подбивают на целый год терапии, да еще и с утверждением, что меньшие сроки будут безрезультатны. Что бы ты на такое сказал? И насколько прав был этот психолог?
— А тебе известно, что в каком психологическом подходе работает этот психолог?
— Да: психоанализ.
— А, тогда понятно :) Действительно, у каждого психологического направления есть свои представления о том, как должна выглядеть «правильная терапия» и какие сроки для неё могут потребоваться. Если говорить про психоаналитиков, то они чаще всего выступают именно за очень длительную терапию. Поэтому неудивительно, что ты услышала такое предложение именно от сторонника психоанализа.
— А насколько он прав? Правда ли помогает только такая длительная терапия?
— Скажу так. Если вкратце, то – нет, помогает не только длительная терапия. А если ответить более развернуто, то давай поясню.
Дело в том, что в нашей психике все взаимосвязано, и все наши привычки, ценности, шаблоны поведения и восприятия, все элементы нашего опыта – они увязаны в единую динамическую и самобалансирующуюся систему. Поэтому, когда человек вдруг понимает, что какой-то вопрос мучает его остро, самому человеку кажется, что нужно решить именно этот конкретный вопрос, и тогда всё будет замечательно. Но на деле оказывается, что этот вопрос связан со многими другими вопросами, и с ними так или иначе придется столкнуться: сейчас или потом.
При этом я считаю, что если психолог начинает с самого начала «продавать» клиенту длительную терапию, да еще и в авторитарном ключе (мол, только так и никак иначе), то такой психолог совершает большую ошибку. Лично я в своей работе всегда опираюсь на собственные потребности и запросы человека. То есть я иду «за человеком». Если ему сейчас кажется, что нужно проработать один конкретный вопрос – мы вместе с ним именно это и проработаем. И пока не важно, связан ли этот вопрос системно с другими важными темами, или человеку при решении текущего вопроса покажется, что «уже все решили» — важно просто помочь: здесь и сейчас. Если хочешь, я бы обозначил главную цель психолога во время встречи так: помочь тому, кто пришел за помощью, почувствовать себя лучше. А для этого нужно:
— установить друг с другом доверительный и уважительный контакт;
— как можно лучше понять суть вопроса, который волнует человека;
— вместе рассмотреть возможные варианты действий для решения волнующего вопроса;
— посмотреть вероятные цепочки развития событий при тех или иных действиях, чтобы человеку было легче ориентироваться в происходящем и понимать взаимосвязи разных вариантов и их последствий;
— и наметить простые, конкретные, действенные шаги, которые помогут выйти из состояния «у меня проблема и я не вижу вариантов» и войти в состояние «я чувствую себя легко, я вижу задачу и способы её решения, и я понимаю, какие у меня есть варианты повлиять на то, что мне ценно и важно».
Потом, когда человек решит первый пласт важных для него задач, он скорее всего столкнется с тем, что эти задачи связаны с задачами другими. И человек поймет, что всё действительно взаимосвязано, и что впереди у него – долгая, системная и очень интересная работа над собой. Но здесь важно: он поймет это сам, через свой опыт, а не через авторитарное мнение психолога «вот так правильно, поэтому так нужно». И к кому тогда придет человек для продолжения работы над другими вопросами? – Правильно: к тому психологу, который помог и с которым уже установились доверительные отношения. И человек будет благодарен этому психологу за то, что он не пытался «бежать впереди паровоза», а дал самостоятельно дозреть до понимания и собственного решения о более системной и объемной работе над освобождением себя.
— Да, я понимаю, о чем ты. И мне очень откликается. Я, как ты и говоришь, сама головой тоже понимаю, что работа над «разгребанием завалов» мне предстоит долгая, но вот когда психолог мне в лоб говорит «только длительная терапия и никак иначе» — у меня рождается внутреннее сопротивление. И я не хочу идти в эту терапию, потому что я уже ощущаю какое-то насилие. Наверное, на это мне психолог скажет, что вот это сопротивление во мне и надо «лечить», и будет прав. Но… блин, я не хочу так.
— Я здесь полностью на твоей стороне. И даже больше скажу: слушать себя при контакте с психологом (да и не только с психологом) – это важная часть само-оздоровления. Вообще-то, каким бы ни был психологический подход, главная его задача – помочь человеку вернуть себе самоуправление собственной личностью. Иными словами – сделать так, чтобы психолог человеку больше не был нужен. И один из самых важных навыков для такой здоровой жизни будет навык поступать сообразно своим ощущениям и своему желанию. И не важно, что считает «правильным» для меня какой-то другой специалист или «авторитет»: за свою жизнь я отвечаю сам, и поэтому решения я принимаю по-своему, под свою ответственность и сообразно моему текущему состоянию. Поэтому, если ты приходишь к психологу, вы как-то вместе взаимодействуете, и тебе при этом кажется, что продолжать не хочется – ты можешь не продолжать. И вот когда ты при таком решении не будешь искать себе оправданий и не будешь спрашивать у других людей «а можно ли мне так поступить?» — вот тогда тебе точно никакие психологи уже будут не нужны :) Потому что такая чёткая опора на себя и свое внутреннее желание будет важным свидетельством того, что у тебя и так идет внутренний непрерывный процесс само-терапии.
— Да, я поняла :) Спасибо, что поделился :)
— Всегда рад :)